Проект «Школа социального проектирования»

Проект «Школа социального проектирования» для представителей НКО Сибирского федерального округа.
Социальное проектирование – вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, и направлена на преодоление актуальных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику и деятельность некоммерческих организаций.
Вместе с тем, социальное проектирование представляет собой не только технологию достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Потребности модернизации нашей страны, формирования инновационной повестки её развития выдвинули на передний план более общую задачу – утверждение в социальной практике проектного мышления.
Сегодня технологии социального проектирования являются востребованным инструментом в деятельности некоммерческих организаций. Они вполне доступны для освоения практически любому человеку, при этом позволяют, по сути, каждому индивидууму, каждому небольшому объединению добиться общественно значимого эффекта, профессионального и личного роста.
Центральным понятием этой сферы деятельности является «проект». Латинское projicio переводится как «бросаю вперед», «держу перед собой», а projectus буквально означает «брошенный вперёд». Современное понятие сохранило следы своего древнего значения. Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. Такая конструкция может предстать в виде модели, прототипа, прообраза, и в ней есть непременный волевой компонент – решимость осуществить задуманное изменение, локализованное по месту, ограниченное по временным, финансовым, кадровым и иным ресурсам, конкретное и измеримое по своим результатам.
Социальный проект направлен на решение актуальных общественных проблем – расширения форм политического участия, поддержку уязвимых групп, продвижение здорового образа жизни, развитие творческого потенциала и т.д. Важно подчеркнуть, что именно социально ориентированная деятельность НКО, как правило, ведётся с применением подходов, характерных для социального проектирования, или включает в себя элементы проектной работы.
Для социально ориентированных некоммерческих организаций ежегодно проводятся президентские, федеральные, региональные, корпоративные и муниципальные конкурсы на получение грантов, направленных на реализацию социально значимых проектов и программ. Для участия в конкурсе на получение гранта (субсидии) социально ориентированной организации необходимо предоставить социально-значимый проект. На официальных сайтах городов, областей, ресурсных центров для СО НКО, порталах грантов есть формы заполнения заявлений на участие в конкурсах, инструкции к их заполнению, списки необходимых документов, прикрепляемых к заявке, положения о предоставлении субсидий из областного, краевого (федерального) бюджета, методические рекомендации для участников конкурса проектов. Тем не менее, исходя из опыта СО НКО, не прошедших конкурсный отбор, на данном этапе у многих организаций, как у начинающих проектировщиков, так и у проектных команд с опытом, возникают вопросы и проблемы написания обоснованного социально-значимого проекта, который бы полностью соответствовал требованиям конкурса, вследствие чего они допускают ошибки и не получают грантовую поддержку.
Основные проблемы представляемых социальных проектов и допускаемые ошибки:
  • разработчики формально относятся к разработке проектов, проекты готовятся в спешке (заявки отправляются за 1-2 дня до окончания времени принятия заявок);
  • большинство участников конкурсов слабо владеет технологией социального проектирования;
  • низкий уровень проектной культуры;
  • однообразность предлагаемых проектов;
  • отсутствие сотрудничества между организациями или сотрудничество только с однотипными организациями;
  • непрофессиональный подход разработчиков проекта к его обоснованию, актуальности, невладение полной и глубокой информацией о проблеме, заявленной в проекте.
Таким образом, в ситуации расширения финансовой поддержки со стороны федеральных, региональных, а в некоторых территориях и муниципальных властей, встаёт вопрос о готовности к этому социально ориентированных некоммерческих организаций. Ведь конкурсы субсидий предъявляют достаточно высокие требования к профессионализму СО НКО, и особенно к их навыкам работы с выделяемыми из бюджета средствами.
Анализ, проведённый Центром развития некоммерческих организаций (Санкт-Петербург) и Центром социальных технологий «Гарант» (Архангельск), выявил наиболее проблемные зоны для СО НКО, не имевших ранее опыта работы с госструктурами:
  • проектирование (особенно такие моменты, как постановка целей, обоснование социально-экономического эффекта проекта и бюджетирование);
  • пиар-продвижение мероприятий проекта и его результатов (особенно в социальных сетях);
  • мониторинг и оценка результатов;
  • отчётность по проекту (финансовая, содержательная и публичная).
Для решения этих проблем, для повышения уровня проектной культуры и квалификации специалистов в области социального проектирования, необходимо проводить обучающие курсы, мастер-классы, круглые столы, в программу которых включены теоретические и практические блоки, связанные с проектированием социальной деятельности: социальные проекты, акции, мероприятия, передача лучшего опыта и лучших практик от экспертов регионального и федерального уровней.

Цель проекта:

Создание «Школы социального проектирования для социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) с целью повышения общего уровня проектной культуры, проектной активности, владения технологиями социального проектирования и, как следствие, повышения качества социальных проектов».

Задачи проекта: 

  • Разработка и запуск цикла из 40 еженедельных офлайн-семинаров на темы разработки социальных проектов, поиска и привлечения финансирования, их реализации и отчётности по ним;
  • Разработка и запуск цикла из 60 групповых онлайн-консультаций на тему проектирования социальной деятельности с разбором сильных и слабых сторон конкретных проектов участников занятий;
  • Запуск программы индивидуальной консультационной поддержки по вопросам написания и подачи проектов для участия в различных грантовых конкурсах, разбору отдельных составляющих социального проекта (цели, задачи, календарный план, бюджет, критерии оценки, сбор документов, формирование заявки, выбор направления);
  • Разработка и запуск цикла мастер-классов и тренингов, в программу которых включены теоретические и практические блоки, связанные с проектированием социальной деятельности: социальные проекты, акции, мероприятия, передача лучшего опыта и лучших практик от экспертов регионального и федерального уровней.

Предполагаемые результаты: 

  • Будет разработан и запущен цикл из 40 еженедельных офлайн-семинаров на темы разработки социальных проектов, поиска и привлечения финансирования, их реализации и отчётности по ним для представителей СО НКО г. Новосибирска и Новосибирской области, участниками которой станут около 400 человек;
  • Будет разработан и запущен цикл из 60 групповых онлайн-консультаций на тему проектирования социальной деятельности с разбором сильных и слабых сторон конкретных проектов участников занятий, для примерно 500 человек;
  • Будет запущена программа индивидуальной консультационной поддержки по вопросам написания и подачи проектов для участия в различных грантовых конкурсах, разбору отдельных составляющих социального проекта (цели, задачи, календарный план, бюджет, критерии оценки, сбор документов, формирование заявки, выбор направления), услуги по которой получат около 60 человек;
  • Будет разработан и запущен цикл из 24 однодневных мастер-классов и тренингов, (с выездом в ресурсные центры районных администраций г. Новосибирска и Новосибирской области), в программу которых включены теоретические и практические блоки, связанные с проектированием социальной деятельности (социальные проекты, акции, мероприятия, передача лучшего опыта и лучших практик от экспертов регионального и федерального уровней).

Стоимость проекта: Первый этап – 500 тыс. руб., второй этап – 2-2,5 млн. руб. 

Предполагаемые источники финансирования: Конкурс субсидий мэрии Новосибирска, конкурс субсидий Правительства НСО, конкурс грантов различных фондов РФ, частные спонсоры.